Очень часто, начиная бизнес, предприниматели пренебрегают своевременным оформлением прав на интеллектуальную собственность. Между тем именно эта небрежность может обернуться крупными проблемами впоследствии.
Бывшие партнеры становятся соперниками, пытаются изгнать конкурента из торговых сетей. В ход идут письма руководству с угрозами привлечь к ответственности за контрафакцию, а ритейлеры не склонны разбираться в тонкостях гражданского права.
Так, в практике описан случай, когда после ссоры один партнер получил патент, по сути, на лаваш. В описании полезной модели было сказано, что это хлебобулочное изделие, свернутое в рулон, помещенное в стерильный целлофановый пакет, запечатанным концом внутрь, чья длина и ширина, полностью совпадая с аналогичными показателями изделия, позволяет ему сохранять свежесть.
Казалось бы, кто может запатентовать хлеб?
И, тем не менее, патентообладатель умудрился выставить своего бывшего партнера из торговых сетей, разослав ритейлерам сообщения: продавая упакованный таким образом лаваш продавцы грубо нарушают его права, и он готов судиться, требуя не менее 5 млн компенсации за каждый факт нарушения. А в пиковом случае не побрезгует возбудить уголовное дело по соответствующей статье. Спорный лаваш был исключен из номенклатуры, и доходы конкурента упали как минимум наполовину.
Тогда стало ясно: нужно грамотное представительство в суде.
Сначала была палата по патентным спорам: представители оппонента патентообладателя представили запись телепередачи, из которой следовало, что т.н. ноу-хау было известно задолго до получения патента, т.е. никакой новизны не было. Палату не устроило это доказательство, они сочли, что дата записи не подтверждена. И тогда адвокаты представили в палату договоры за необходимый период, причем формулировки в них полностью соответствовали описанию. Так было доказано, что изделие было введено в оборот на территории РФ задолго до подачи заявки, и о новизне речи не идет в принципе.
Спор еще не окончен, тем более что у патентообладателя возник законный вопрос: откуда взялись такие выгодные для оппонента договоры? Почему они так точно и так сильно заранее описывают содержание патента?
Судить не нам, наша задача: убедить в том, что крайне важно все отношения и документы оформлять заранее. В противном случае даже самый надежный, казалось бы, партнер, может трансформироваться в заклятого врага и поставить на вашем бизнесе жирный такой крест.