Применяется ли на территории России Конвенция о правах ребенка?
В Интернете приходилось встречать мнение о том, что эта Конвенция не должна применяться на территории России, потому что Постановление о ратификации данной Конвенции подписано 13 июня 1990 года, тогда как 12 июня 1990 года первый съезд народных депутатов объявил суверенитет Российской Федерации. То есть документ подписан от имени СССР уже на следующий день, то есть РФ фактически конвенцию не ратифицировала.
Я не специалист в международном праве. Могу лишь сообщить следующее. Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» Российская Федерация по международным договорам «является стороной в качестве государства — продолжателя СССР».
Кроме того, 13 января 1992 года МИД Российской Федерации уведомил глав Дипломатических представительств г. Москва нотой № 11/Угп о том, что: «Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик. <…> Министерство просит рассматривать Российскую Федерацию в качестве Стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР».
В 1992 РФ, как правопреемница СССР, представила первый доклад о реализации Конвенции, а в 1999 – второй.
В общем, Конвенция о правах ребенка на территории РФ применяется.
И любопытно, кстати, как можно называть себя правозащитником, выступая против применения на территории своей Родины одного из самых «правовых» международных актов?
Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах.
Этот международный акт является первым и основным, закрепившим права ребенка – человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами – членами ООН (за исключением США и Сомали). Ратификация означает то, что данная Конвенция приобретает на территории ратифицировавшего ее государства статус закона. Кстати, 20 ноября — день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, — ежегодно с 1996 года отмечается как День прав ребенка.
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей.
Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других норм злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Определены такие важнейшие права, как:
- право на жизнь;
- право на имя;
- право на гражданство;
- право знать своих родителей;
- право на заботу родителей и на неразлучение с ними;
- права и обязанности родителей по отношению к детям.
Установлены права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
Закреплены права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.
Установлена ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
Государства-участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.
Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности».